В России предложили создать Арктический банк развития

22 июня 2016 Банки  Нет комментариев

В России предложили создать Арктический банк развития

Первыми опорными зонами в Арктике могут стать Мурманская область и Республика Саха (Якутия). Такие предложения прозвучали на конференции по экономическому развитию региона. Для реализации масштабных проектов было предложено создать Арктический банк реконструкции и развития.

Основными для обсуждения стали три темы: развитие Северного морского пути, который является ключевым фактором для успешного освоения Арктики, развитие приарктических территорий, создание на них необходимой инфраструктуры, а также ход реализации нефтегазовых проектов. С последними пока все хорошо: как отметил министр природных ресурсов РФ Сергей Донской, они остаются экономически устойчивыми даже при нынешних ценах на нефть.

— Наиболее значимый в экономике Арктики проект «Ямал-СПГ» обеспечен необходимым финансированием и, по оценке компании «Новатэк», остается рентабельным даже при сложившихся низких ценах на нефть, — рассказал министр. — Проект «Арктик СПГ» в экономическом и организационном отношении, очевидно, будет ему подобен.

Что качается первого в России шельфового месторождения «Приразломное», а также проекта «Новый порт», то они будут рентабельными при цене в 50 долларов за баррель, «что соответствует текущим условиям». Кстати, ранее председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков рассказал, что именно такая цена заложена в основу инвестиционных регионов компании.

В развитии арктических нефтегазовых проектов видят свою выгоду приполярные регионы, которые могут обеспечить и обслуживание флота, и развитие новых транспортных коридоров, и переработку добытых ресурсов. Например, в Якутии строится железная дорога, которая в будущем позволит обеспечить связь между Китаем и портами Европы через Северный морской путь, что сократит общее расстояние на 2700 морских миль и существенно ускорит доставку грузов. Центром опорной зоны в Якутии глава республики Егор Борисов предложил сделать порт Тикси, который захирел после прекращения экспорта леса. В Мурманской области круглогодичный глубоководный морской порт сейчас превращают в порт-хаб, ведется строительство нового угольного терминала на западном берегу Кольского залива, в проекте — нефтеперегрузочный комплекс. Наконец, регионы могут взять на себя глубокую переработку минерального сырья и обеспечение продовольственной безопасности.

Важно, кстати, что принять участие в судьбе Арктики могут все регионы страны, предложив свою продукцию или производственные мощности. Тем самым усиливается кооперация, создаются новые рынки сбыта, складываются условия для развития самых разных отраслей промышленности — от энергетики и судостроения до химических производств и программных решений.

Свои особенности — у развития Чукотки. Этот регион получает государственную поддержку сразу с двух сторон — как арктический и как дальневосточный. И хотя губернатор Роман Копин охарактеризовал территорию как «чрезвычайно дискомфортную для проживания», но преимущества полуострова — прямой выход к Тихому океану, близость к большим и перспективным рынкам, в том числе США, и все те же природные ресурсы.

— Принято стыдиться сырьевой направленности, но нужно использовать тот потенциал, который есть, и правильно им распорядиться, — подчеркнул глава Чукотки.

Участники арктический конференции не раз отметили роль Северного морского пути как драйвера всех проектов. Однако для того, чтобы он мог действовать в полную силу, важно учесть критические факторы развития. По мнению члена научного совета при Совете Безопасности РФ Михаила Григорьева, в первую очередь необходимо централизованное планирование морских грузоперевозок и координация действий участников, которые могут повысить привлекательность Северного морского транспортного коридора для каботажных и транзитных перевозок. Кроме того, России крайне необходимо расширение групп арктического флота, в том числе ледокольного класса. И это уже делается. Так, в Петербурге в преддверии ПМЭФ были спущены на воду сразу два ледокола — военный «Илья Муромец» и крупнейший в мире атомный ледокол «Арктика».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>