Россию захватили китайские автомобили. Как Китай борется с США и Европой за мировой рынок авто?

19 июля 2023 Новости  Нет комментариев

Россию захватили китайские автомобили. Как Китай борется с США и Европой за мировой рынок авто?

В 2023 году Китай стал мировым лидером по экспорту автомобилей. С января по март местные производители отгрузили за рубеж 1,07 миллиона машин. Достичь мирового лидерства в автомобильном секторе КНР смогла в том числе благодаря опустевшему из-за санкций рынку в России: за три месяца китайские производители экспортировали соседям 112 тысяч автомобилей — столько же, сколько и за весь 2022 год. Толчок развитию местных брендов также придали и контрактная сборка «китайцев» на территории России, и заработок местных дилеров на параллельном импорте. Действия стран Запада подготовили почву для расширения бизнеса китайских автогигантов, и новые игроки на рынке воспользовались этими возможностями. Восточные партнеры — в материале «Ленты.ру».

Российский авторынок оказался одной из наиболее пострадавших отраслей после начала спецоперации на Украине и последующего введения масштабных санкций со стороны западных стран. Из-за перекрытых логистических маршрутов и разрыва договоров на контрактную сборку, отгрузку автомобилей и запчастей, в том числе компонентов для локализованных производств, а также ограничений на поставку предметов роскоши (что поставило крест на ввоз в страну транспортных средств дороже 50 тысяч евро, или 4,5 миллиона рублей), в автосалонах начался дефицит иномарок, а после — и отечественных автомобилей, говорят данные «Авто.ру».

После введения санкций о временном закрытии заводов заявили BMW, Renault, Hyundai, Toyota и Ford. Перестали поставлять автомобили в страну Audi, Porsche, General Motors (Chevrolet и Cadillac), Jaguar Land Rover, Lexus, Volvo, Honda и другие компании. С момента начала боевых действий на Украине от активов в стране избавилась большая часть автопроизводителей, например, Mercedes-Benz и Volkswagen. За символический 1 евро расстались со своими активами японская Nissan и Mazda, продали свои заводы даже производители шин Continental, Nokian Tyres и Michelin.

Из-за приостановки соглашений с зарубежными партнерами, нехватки деталей и комплектующих на фоне сложностей с логистикой остановили работу и российские предприятия. В апреле 2022 года лидер местного рынка, компания «АвтоВАЗ», была вынуждена отправить часть сотрудников в простой, а после — перенести корпоративный отпуск и продлить майские праздники.

Также в вынужденный отпуск ушли сотрудники Ульяновского автомобильного завода (УАЗ), которым майские выходные продлили за счет ежегодного корпоративного отпуска. Пришлось остановить сборку автомобилей и на калининградском предприятии «Автотор».

Уже к 3 марта в России прекратили или приостановили работу почти половина (45 процентов) предприятий по выпуску легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей. Все это привело к сокращению ассортимента в автосалонах, скачку цен у дилеров и снижению продаж, а также подготовило почву для масштабной экспансии на российский рынок брендов из КНР.

Свободная ниша
Российские заводы столкнулись с необходимостью искать новые пути для перезапуска производства после ухода зарубежных производителей, обрыва технологических цепочек и прекращения партнерств с другими автобрендами. Некоторые из них решили заключить соглашения на контрактную сборку с китайскими производителями, другие — выпускать перелицованные китайские автомобили под собственными торговыми марками.

По первому пути пошел калининградский завод «Автотор», где раньше собирались машины марок BMW, KIA и Hyundai. В конце декабря предприятие договорилось о производстве автомобилей китайских брендов. Первыми с конвейеров сошли седаны Kaiyi E5 (аналог KiA Rio и KIA Cerato), которые собирали на базе сваренного и окрашенного кузова с некоторыми отечественными запчастями. В апреле завод начал выпуск кроссоверов BAIC X35 и седанов BAIC U5 plus, а также кроссоверов SWM от Shineray Group. Но на этих брендах компания не остановилась и пообещала расширить модельный ряд с 6 до 20 единиц.

Кроме того, «Автотор» начал собирать китайские грузовики: на заводе представлены три китайских бренда с автомобилями массой от 3,5 тонны до 12 тонн. Каждый пятый из производящихся грузовиков решили делать на электрическом двигателе. При этом на заводе для транспорта производятся лишь шасси — прочие надстройки предприятию обеспечивают партнеры.

Тем временем в Тульской области новый импульс развития получила производственная площадка Haval (дочернее предприятие концерна Great Wall), которая не единожды делилась планами по захвату местного рынка. Компания объявила о намерениях в ближайшие шесть лет расширить производство в России и добиться локализации автомобилей более чем на 80 процентов. На осень 2022 года на предприятии собирали порядка 70 тысяч автомобилей в год — Haval F7, Haval F7x, Haval Jolion, а также рамный внедорожник Haval H9. До конца 2023 года фирма намерена расширить ассортимент еще на восемь моделей и собирать на площадке также пикапы.

Помимо остальных конкурентов, локализовать сборку в России решила и Chery — компания рассматривает запуск собственного производства автомобилей или открытие завода на условиях партнерства. Машины могут начать собирать на бывшем заводе Volkswagen: до конца года в компании планируют поставить на рынок гибридные кроссоверы Tiggo 8 Pro e+ и Tiggo 7 Pro, а также бензоэлектрический седан Arrizo 8.

Не остался местный рынок и без премиальных брендов — в марте на бывшем заводе Mercedes в подмосковном индустриальном парке «Есипово» начали собирать китайские премиум-автомобили Hongqi (Хунци). Эти машины — единственные представители премиум-сегмента в КНР и главный поставщик транспорта для местной политической элиты. Именно на таком автомобиле во время поездки в Москву передвигался председатель коммунистической партии Китая Си Цзиньпин. Также различные модели Hongqi поставляют для шейхов ОАЭ и Саудовской Аравии. В России кроссовер HS5 продвигают как альтернативу BMW X3 и подобным ей машинам.

«Не можешь победить — возглавь»
Некоторые российские компании решили не продвигать иностранные бренды, а вернуться к истокам и возродить некогда известные торговые марки. Так, например, в конце ноября 2022 года на бывшем предприятии концерта Renault перезапустили бренд «Москвич». Однако новые владельцы решили не начинать производство с нуля, а взять в качестве основы для своих кроссоверов китайские JAC JS4 и JAC Sehol A5. Впоследствии столичный завод решил наладить выпуск электрокаров, основанных на китайских Sehol E40X. Правда, первые автомобили с электрическим двигателем оказались дороговаты даже по мнению зампредседателя Совета безопасности России Дмитрия Медведева. Их цена стартовала от 3,5 миллиона рублей, что сказалось на продажах, — за несколько месяцев удалось реализовать лишь 77 автомобилей.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>