Минфин готовится к кризисному 2013 году

7 июня 2012 Новости  Нет комментариев

Минфин готовится к кризисному 2013 году

Правительство надеется на лучшее, но готовится к худшему. В бюджет 2013 года Минфин намерен заложить сразу несколько новых антикризисных механизмов и усилить уже используемые. Эксперты по-разному оценивают эффективность и возможность использования тех мер, которые применялись в прошлый кризис. И даже считают — если новый кризис неминуем, то чем раньше, тем лучше, иначе государство успеет взять на себя дополнительные экономические и социальные обязательства. Об этом пишет газета «Московские новости».

В правительстве начинается работа над бюджетом на 2013 год, в ближайшее время должны быть определены его основные параметры. Уже ясно, что на них повлияет неустойчивая ситуация в мировой экономике. В бюджете будут усилены механизмы противодействия кризису, пообещал министр финансов Антон Силуанов в эфире «Эха Москвы». Он считает: «Такой резерв будет просто необходим». По словам главы Минфина, эти средства, как и в 2009 году, могут быть направлены «на поддержку экономики, финансового сектора, граждан» в том случае, «если ситуация будет такая же напряженная», как и в прошлый кризис.

Одна уже сейчас Центробанк после нескольких дней ожидания стал активнее вмешиваться в формирование валютного курса рубля. По словам главы ЦБ Сергея Игнатьева, в последние три дня банк продал $600 млн. Он ждет, что теперь если курс и будет падать, то медленнее, поскольку ЦБ станет наращивать интервенции. Однако глава Центробанка признает, что расширение предложения валюты имеет и негативный эффект: все рубли скапливаются в ЦБ. «И мы, и банки должны готовиться к самым неблагоприятным сценариям», — предупредил Игнатьев и призвал банки задуматься над подготовкой активов, которые могут быть предоставлены под залог кредитов ЦБ.

Встает и другой вопрос: а будут ли сами банки давать кредиты предприятиям? Правительство уже предусмотрело такую меру поддержки реального сектора экономики, как госгарантии по кредитам. Когда правительство выступает поручителем, заметно снижается процент и увеличивается сумма, которую заемщику готовы дать банки. В этом году могут быть предоставлены гарантии на 107 млрд рублей.

В прошлый кризис в особенно трудном положении оказались компании, которые занимали деньги за рубежом. И из-за падения курса рубля, и по причине снижения спроса на свою продукцию им трудно было отдавать долги, и никто не хотел выдавать им новые кредиты. Корпоративный долг сейчас почти такой же, как и перед прошлым кризисом, — $530 млрд, отметил Силуанов. Но ситуация, по его словам, лучше: во-первых, относительная долговая нагрузка сейчас меньше — у компаний есть собственные финансовые ресурсы. А во-вторых, наши банки, наученные опытом прошлого кризиса, значительную часть своих активов держат в валюте, защищаясь от возможного длительного ослабления рубля. В прошлый кризис правительство выдало $10 млрд на реструктуризацию внешних долгов российских компаний и еще около 300 млрд руб. госгарантий. Как раз вчера президент Владимир Путин подписал поправки в бюджет на 2012—2014 годы, вдвое — до $16,5 млрд — увеличившие предел гарантий правительства по внешним кредитам российским компаниям.

Госгарантии достанутся, конечно, не всем желающим. Силуанов рассказал, что в правительстве решили заранее обновить список системообразующих предприятий и финансовых институтов, любая остановка которых может нанести ущерб всей экономике. В 2008—2009 годах такой список формировался в спешке и довольно непрозрачно. Можно ожидать, что теперь, после презентации Силуанова, все претендующие на господдержку компании постараются забить себе место в списке заранее.

Дополняют перечень антикризисных механизмов Минфина предложения Внешэкономбанка, отправленные им в правительство, которые цитирует агентство «Финмаркет». Госкорпорация советует быть готовым к поддержке отечественной банковской системы при любой глубине кризиса. Центробанку рекомендуется активнее влиять на такой «социально чувствительный индикатор», как курс рубля к доллару. Свои услуги ВЭБ предлагает для поддержки российского фондового рынка, который сейчас сильно лихорадит с явной тенденцией к падению.

ВЭБ готов, как и в 2008 году, начать выкуп акций российских компаний на средства Фонда национального благосостояния.

Объем антикризисных мер в октябре 2008 — декабре 2009 года оценивается экспертами в 2,1—2,5 трлн руб. Их брали из Резервного фонда, оттуда же финансировали часть текущих расходов, в результате в 2009—2010 годах резервы уменьшились на 4 трлн руб. Повышение цен на нефть позволило в прошлом году вновь пополнить резервы Минфина, но пока они меньше, чем в 2008 году. Полностью выполнить свои обязательства по расходам государству позволяет среднегодовая цена на нефть в районе $100 за баррель, отметил Силуанов. Для этого надо, чтобы в оставшуюся половину года она не упала ниже $90—95 за баррель. В этом случае просто не будет пополняться Резервный фонд. В нем так и останется 1,8 трлн руб. Фонд придется распечатать, если цена на нефть пойдет ниже. Если новая волна кризиса потребует сопоставимых с 2009 годом затрат, то придется вскрыть и Фонд национального благосостояния, в котором сейчас находится 2,8 трлн рублей.

Некоторый опыт по итогам прошлого кризиса правительство и ЦБ извлекли. Например, постепенную девальвацию считает самой неудачной антикризисной мерой 2008—2009 годов заместитель гендиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Потери ЦБ оказались очень большими. В итоге многие эксперты отмечают, что издержки прошлого кризиса распределились неравномерно: в основном они легли на государство и население, и в гораздо меньшей степени — на собственников. Эксперт считает, что нужно смелее обусловливать помощь бизнесу сменой собственника, как это происходит в других странах.

Что касается программы госгарантий, то всегда возникает вопрос, насколько она эффективна, не происходит ли благодаря ей консервация неэффективных производств, предостерегает Симачев. В кризис очень важно отделить социальные проблемы от экономических. Иначе проблемы неэффективных производств воспроизводятся и разрастаются до следующего кризиса, так как сами такие производства имеют тенденцию к расширению.

При этом ряд мер 2009—2010 годов уже сложно использовать. Например, программа утилизации старых автомобилей. Или меры защиты внутреннего рынка — их уже приняли, и эффект исчерпан. Проанализировав эффективность антикризисных мер, использованных в прошлый раз, исследователи Межведомственного аналитического центра пришли к выводу, что наиболее успешным оказалось снижение налога на прибыль. Оно коснулось автоматически всех, причем наиболее позитивно сработало для рентабельных предприятий, да и для бюджета оказалось наименее затратным, так как падения поступлений от слабых предприятий не произошло. Но сейчас резервы меньше, а проблема дефицита Пенсионного фонда ставит крест на предложениях по снижению налогов.

С точки зрения бюджета мы к кризису готовы хуже, считает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Запасы прочности у нас есть, но Резервный фонд вдвое меньше, чем в 2008 году. «Бюджетная устойчивость у нас меньше, так как больше стала зависимость от нефтегазовых поступлений, а при низких темпах роста экономики не слишком благоприятна динамика ненефтегазовых доходов бюджета. А главное, сейчас выше государственные обязательства, и они непрерывно растут», — опасается эксперт. Поэтому она считает, чем раньше будет кризис, «тем нам проще».

От всех гособязательств, которые можно было срезать относительно безболезненно, отказались в прошлый кризис, добавляет Елена Пенухина из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Могут быть пересмотрены госпрограммы, в первую очередь перевооружения армии. Можно сократить инвестиционные планы. «Но это означает, что мы не оставляем нашей экономике помощи для развития», — говорит эксперт.

Метки записи:  ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>