Вытеснит ли e-ОСАГО бумажный полис

28 января 2019 Страхование  Нет комментариев

Вытеснит ли e-ОСАГО бумажный полис

Доля электронных полисов «автогражданки» в прошлом году превысила 50%. Значит ли это, что вскоре классические бумажные полисы исчезнут совсем?
Вышли на «плато»?

Оформление ОСАГО в электронном виде стало доступно россиянам с 1 июля 2015 года. С 2017 года оно стало обязательным для всех страховых компаний — и буквально «взлетело». В 2017 году уже каждая пятая страховка стала продаваться через Интернет, а в 2018-м этот показатель составил более 50%.

Число проданных в 2018 году электронных полисов ОСАГО, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), выросло в 2,5 раза по сравнению с 2017-м и составило около 19 млн штук (в 2017-м — 7,7 млн электронных договоров). Будет ли эта цифра расти и дальше? «Стабилизация доли электронных полисов на уровне около 50% говорит о том, что проблему доступности ОСАГО, сложившуюся в ряде регионов, в основном удалось решить. Если по каким-то причинам автовладелец не может беспрепятственно купить полис в офисе страховой компании, он всегда может это сделать в Интернете», — отмечает президент РСА Игорь Юргенс.

Большую часть покупателей е-ОСАГО составляют автовладельцы, которые воспользовались электронным полисом не из-за проблем с доступностью, а просто как удобным сервисом. Сегодня в электронных продажах ОСАГО лидируют с большим отрывом Москва и Подмосковье, не входящие в число проблемных регионов с точки зрения доступности. Рассчитать стоимость полиса ОСАГО и приобрести его можно по ссылке. Что привлекает клиентов в электронном полисе? Прежде всего, практически гарантированная возможность купить его. Благодаря системе «Е-Гарант», разработанной РСА, если вы правильно ввели все данные, то почти стопроцентно приобретете полис.
Е-ОСАГО с гарантией

Система гарантирования заключения договора страхования автогражданской ответственности в электронном виде («Е-Гарант») заработала в июле 2017 года (до этого момента действовала система «Единый агент» для бумажных полисов, сейчас они работают параллельно). Суть ее в том, что при наличии сбоев на сайте того страховщика, куда вы обратились изначально, система направит вас на сайт РСА, где можно оформить и оплатить полис другой компании. Он автоматически сразу будет зарегистрирован базой РСА. Осенью 2018 года через эту систему продавалось в среднем около 5% полисов «автогражданки».

В конце прошлого года РСА объявил о планах модернизации системы («Е-Гарант»). «Мы приняли решение дать страхователям самим выбирать своего страховщика. Ранее такой выбор сделать было нельзя, потому что страховая компания выбиралась автоматически по номеру паспорта транспортного средства автовладельца, — поясняет исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. — Со 2 апреля 2019 года клиенты смогут через наши системы сами выбирать страховую компанию, у которой они хотят приобрести полис ОСАГО».

Перейдя на страницу РСА с сайта страховой компании, на котором не удалось оформить полис, автовладелец сможет увидеть список всех компаний. И выбрать ту, которая ему больше нравится. В начале каждого транша в систему будут загружаться полисы всех компаний. Но постепенно наиболее востребованные будут исчезать из системы. Например, с утра автовладелец сможет выбрать из всех 50 автостраховщиков, к 12 часам дня их останется уже 30, а к вечеру — пять. «Как только будут проданы все полисы из системы, тут же будет загружена новая порция. Если окажется, что потребность в покупке полисов значительно больше, чем мы можем предложить, мы увеличим количество траншей или их объем», — поясняет Уфимцев.

Эта опция стала особенно актуальна после старта первого этапа либерализации тарифов «автогражданки», когда разница в базовых тарифах ОСАГО у разных страховщиков увеличилась (с 9 января 2019 года тарифный коридор расширен на 20% вверх и вниз). Она станет еще более важна, когда в обозримом будущем каждый страховщик будет сам устанавливать тариф для отдельного клиента. Страхователь сможет выбрать подходящую компанию, ориентируясь на такие важные параметры, как известность, надежность и срок работы на рынке, а также клиентоориентированность.
Минус мошенники

Поначалу электронный полис вызвал настороженность клиентов: одно дело предъявить сотруднику ГИБДД красивый защищенный бланк с водяными знаками, и совсем другое — распечатку из Интернета. Однако сейчас, как указывают в Российском союзе автостраховщиков, бумажный полис не является гарантией подлинности страховки. Современные мошенники настолько быстро совершенствуют свои навыки, что не дают продохнуть разработчикам защиты для подобных документов. Сегодня отличить качественную подделку от настоящего бланка практически невозможно без специального оборудования — криминальные элементы обходят все степени защиты новых бланков ОСАГО менее чем через год после их появления. Получается, что электронный полис, купленный на официальном сайте страховой компании, чуть ли не надежнее бумажной версии.

Конечно, с развитием онлайн-продаж внимание мошенников привлекла и электронная версия полиса. Но при соблюдении элементарных правил безопасности (заполнять заявления самостоятельно, проверять, официальный ли сайт, не «вестись» на слишком выгодные предложения посредников и т. п.) электронный полис становится совершенно безопасным.

Необходимо также помнить, что пока никакие посредники, финансовые супермаркеты, брокеры не имеют права заключать договор ОСАГО в электронном виде и брать за него плату. Они просто предоставляют услугу по подбору вариантов, заполнению анкеты. После выбора компании агрегатор «перекидывает» клиента на сайт страховщика, где и происходит оплата. Если сайт-посредник предлагает вам провести платеж на его сайте, знайте: это мошенники.
В онлайн, в онлайн!

Еще год назад многие автомобилисты отдавали предпочтение бумажному полису из-за сложностей с ГИБДД: сотрудники инспекции на местах долго сопротивлялись нововведениям и отказывались принимать распечатки электронных полисов за документ, несмотря на официальные распоряжения руководства. Сейчас уже и они приняли e-ОСАГО как данность. Однако распечатку полиса все же пока нужно возить с собой. Впрочем, Минфин готовится отменить и эту норму — в скором времени наличие полиса будет проверяться исключительно на сайте РСА.

При постановке автомобиля на учет теперь также достаточно распечатки электронного полиса, причем проверять его в базе РСА сотрудники ГИБДД должны самостоятельно.

При оформлении ДТП по европротоколу (без сотрудников ГИБДД) пострадавший также должен проверить подлинность полиса второй стороны в базе РСА, так как наличие действующих полисов у обеих сторон — обязательное условие применения европротокола. Таким образом, особых предпосылок для прекращения роста проникновения e-ОСАГО в массы нет.

«Сегодня цифровизация продаж ОСАГО активно развивается. Этому способствует прежде всего растущая популярность электронных сервисов в целом: в онлайн переходит все больше сфер деятельности, от продаж товаров до предоставления государственных услуг, — комментирует вице-президент, руководитель блока цифрового бизнеса компании «Росгосстрах» Павел Бутенко. — Благодаря этому все больше людей начинают использовать онлайн-ресурсы, их удобство оценили даже те, кто поначалу относился с недоверием к современным технологиям. Это касается и страхования: консервативная изначально сфера сегодня активно развивается и трансформируется, предлагая клиентам всё более удобные и прозрачные онлайн-услуги. Те, кто еще недавно предпочитал приобрести бумажную версию полиса в офисе, сегодня с удовольствием экономят время, оформляя e-ОСАГО на сайте, — очевидно, что в ближайшее время доля электронных полисов будет увеличиваться».

Рассчитать стоимость полиса ОСАГО в страховой компании «Росгосстрах» и приобрести его вы можете по ссылке.

К началу 2018 года аудитория интернет-пользователей в России старше 16 лет, по подсчетам GfK, составила 87 млн человек — на 3 млн больше, чем годом ранее, — и достигла 72,8% населения. Аудитория мобильного Интернета, по данным экспертов GfK, за этот же период выросла с 47% до 56%.

Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>