Роботы массово блокируют карты клиентов банков

2 марта 2017 Банки  Нет комментариев

Роботы массово блокируют карты клиентов банков

Клиенты банков жалуются на массовые блокировки счетов из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства. Более 80% жалоб поступает в отношении Сбербанка, который был пионером в автоматизации процессов выявления подозрительных операций.

Среди главных проблем, с которыми столкнулись клиенты банков, блокировка карт при внесении или снятии крупных сумм либо переводы на счет клиента или третьему лицу. Отмечается, что банк в таких случаях запрашивает пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств. Срок рассмотрения документов — от двух до пяти рабочих дней. После рассмотрения банк может принять отрицательное решение о разблокировке счета, сообщив, что «документы не объясняют экономического смысла операций».

Согласно закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (закон 115-ФЗ), обязательному контролю подлежат операции на сумму от 600 тыс. руб. Однако кредитная организация вправе приостановить или заблокировать трансакцию и на меньшую сумму при возникновении подозрений и запросить документы о происхождении средств или цель сделки.

Тот факт, что большинство жалоб касается Сбербанка, отчасти объясняется его лидерством на рынке, но свою роль сыграла также автоматизация процессов в банке.

«Мы поэтапно переводили контроль за операциями в центр комплаенса в Санкт-Петербурге, и сегодня проверка всех операций клиентов идет через него, — сообщила зампред Сбербанка Белла Златкис. — Централизация и автоматизация процессов в разы снизила расходы на проверку трансакций, проходящих через банк».

В ходе проверки программа автоматически блокирует операции, которые по формальным признакам считаются подозрительными. При этом робот может заблокировать счета и карты добросовестных клиентов, если они обладают установленными признаками.

«Действительно, около 10% всех заблокированнных трансакций и счетов разблокируется после предоставлении документов или пояснений клиентов», — сказала Белла Златкис.

Тем не менее, по ее словам, банки не могут отказаться от автоматизации, так как для проверки операций в ручном режиме потребуется «неадекватное количество специалистов».

Поскольку другие банки также автоматизируют процессы, число жалоб на ошибочную блокировку может возрасти. Тем не менее ЦБ не планирует вмешиваться в ситуацию, так как «не располагает информацией о массовых жалобах физических лиц из-за блокировки счетов в связи с выполнениями банками требований 115-ФЗ».

«Противолегализационным законодательством кредитным организациям предоставлено право отказывать в заключении договора банковского счета с клиентом, отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, а также право расторгнуть договор банковского счета с клиентом. Решение о реализации указанных полномочий принимается кредитной организацией самостоятельно на основании собственных правил внутреннего контроля», — заявили в пресс-службе регулятора.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>