-
Стили разрешения конфликтов: советы эффективному менеджеру.
12 августа 2019
Новости
-
В соответствии с многочисленными исследованиями в управленческой сфере, эффективный менеджер тратит на разрешение конфликтных ситуаций не менее 20% своего рабочего времени. Таким образом, умение разрешить конфликт и выйти из такой ситуации победителем в лучшем случае, или с наименьшими потерями – в худшем, является важнейшим аспектом деятельности хорошего управленца.
В зависимости от мотивации оппонентов конфликты делятся на два типа: реалистические, когда конфликт становится неизбежным средством достижения цели, и эмоциональные, когда конфликт вызван агрессивными импульсами одного или всех участников, и становится неизбежным в силу желания сторон выплеснуть негатив.
Психологи выделяют пять стилей выхода из конфликтных ситуаций. Эффективный менеджер обязан знать и использовать все из нижеперечисленных способов. Критериями выбора подходящего стиля являются: тип возникшего конфликта, причина конфликта, конечная цель, обстоятельства и временные рамки для принятия решения, «цена» вопроса и др.
Итак, первый стиль – стиль конкуренции. Приверженцы данного стиля предпочитают разрешать конфликты только путем удовлетворения собственных интересов, вне зависимости от желаний и чаяний других сторон. Для такого управленца не особенно важно то, как оценят его решение. Этот стиль однозначно стоит применять в ситуациях:
— когда исход для вас крайне важен, и вы уверены в принимаемом решении практически на 100%;
— когда вы пользуетесь достаточным авторитетом, чтобы убедить людей в вашей правоте;
— когда вам необходимо быстро принять решение и нет времени на дебаты;
— когда вы не можете дать понять, что находитесь в затруднительной ситуации, ведь вам необходимо повести за собой людей;
— когда вы обладаете достаточным объемом полномочий и властью для принятия любого решения, даже нестандартного.
Жесткие и непопулярные решения – частый итог разрешения конфликтов в стиле конкуренции. Однако если ваше решение даст хороший результат, у вас появится немало сторонников, а ваш авторитет как руководителя возрастет в разы.
Следующий стиль – стиль уклонения. Разрешение проблемы в стиле уклонения связано с тем, что человек не настаивает на своих правах и интересах, не вступает в переговоры и всячески старается избежать принятия решения. Однако в профессиональной деятельности менеджера такой подход также может иметь место в случаях:
— когда исход конфликта для вас не важен и вы не хотите растрачивать на это свои ресурсы;
— когда вы не обладаете достаточным авторитетом и влиянием для решения вопроса приемлемым для вас способом;
— когда напряженность между сторонами конфликта слишком велика и всем необходимо время, чтобы немного успокоиться;
— когда вы понимаете, что есть другие люди, у которых больше шансов принять эффективное решение;
— когда вам требуется выиграть время, чтобы лучше подготовиться.
Третий стиль – стиль приспособления. «Приспособленческий» подход означает, что человек предоставляет право принятия решения другому человеку, даже в ущерб собственным интересам. Так, стиль приспособления рекомендуется применять в следующих обстоятельствах:
— когда вас не очень беспокоит разрешение конфликтной ситуации;
— когда вам важно сохранить теплые и дружеские отношения с оппонентом;
— когда отстаивание своих интересов чревато окончанием хороших отношений с коллегами, руководителем, или подчиненными;
— когда вы чувствуете, что принятое другим человеком решение в любом случае приведет к желаемому для вас результату;
— когда у вас не хватает власти или не много шансов победить.
Четвертый стиль – стиль сотрудничества. Самый сложный подход решения спорных ситуаций, поскольку сторонам требуется время для выяснения истинных интересов и нужд оппонента, для выбора оптимального решения, которое удовлетворит все стороны конфликта. В ряде случаев этот подход очень эффективен, например, таких случаях:
— когда решение вопроса одинаково важно для обоих оппонентов;
— когда вы в чем-то зависите от другой стороны конфликта или тесно сотрудничаете в процессе выполнения профессиональных задач;
— когда вы располагаете достаточным временным ресурсом для проработки вопроса;
— когда интересы обеих сторон прозрачны и известны другой стороне;
— когда оппоненты открыты для диалога и в равной степени готовы поработать над решением вопроса;
— когда стороны обладают примерно равной властью и компетенцией, чтобы принять решение.
Последний стиль – стиль компромисса. Этот подход предполагает некоторые уступки с вашей стороны, чтобы частично удовлетворить свои интересы, при этом другая сторона готова сделать то же самое. При этом оппоненты открыто сообщают друг другу о своих истинных нуждах и интересах. В результате, шаг за шагом, постепенно двигаясь по пути взаимных уступок, стороны принимают решение.
Таким образом, важно быть гибким и рациональным в выборе линии поведения в случае конфликта. Безусловно, на первых порах ошибки неизбежны, однако с опытом вы научитесь правильно выбирать тактику и еще более эффективно выполнять свои функции как руководителя.
Последние комментарии
Дмитрий: Ого! Я и не знал что в соцсети Facebook существует »
Игорь: Если я не ошибаюсь в ювелирных продаются спецсалфе »
анатолий: депозит.как я понял из публикаций-передача своих д »