Магазины одежды «обули» россиян: как пандемия трансформировала рынок

31 августа 2020 Деньги  Нет комментариев

Магазины одежды «обули» россиян: как пандемия трансформировала рынок

За время пандемии рынок одежды претерпел в России серьезные изменения – увы, не в лучшую сторону. Пережить «насильственное» закрытие на период самоизоляции смогли далеко не все торговые точки. Еще в начале лета представители ритейла объявили, что более половины торговых сетей в России закроют часть своих магазинов одежды и обуви в 2020-м из-за кризиса. Эксперты говорили, что перед тем как уйти, ритейлеры устроят грандиозную распродажу складских остатков. Но этого не произошло: цены выросли, ассортимент сократился, а качество товара упало. «МК» выяснил, какое будущее ждет офлайн магазины, а как сильно подорожает одежда в 2020-м.

Пандемия кардинально трансформировала потребительское поведение россиян: люди массово перешли в режим экономии, отдают предпочтение более низкому ценовому сегменту, сокращают средний чек и создают запасы средств «на всякий случай». Все эти тенденции наглядно проявляются на рынке одежды и обуви: все-таки по степени жизненной необходимости эти товары уступают только еде. Сейчас мода, агрессивная реклама тех или иных товаров перестали оказывать серьезное влияние на граждан: денег на бездумные покупки у подавляющего большинства россиян попросту нет.

Можно сказать, что рынок одежды за прошедшие полгода перевернулся с ног на голову: работа офлайн ритейла остановилась на несколько месяцев. COVID-19 стал настоящим вызовом для глобальных цепочек поставок. Границы между странами были закрыты, логистические связи — разорваны. Между тем существенная часть товара на прилавках наших магазинов поставляется из-за границы.

В доковидном 2019-м, по данным сервиса SeaNews ТСВТ, импорт новой одежды в Россию составил $7,2 млрд. Вещи поставлялись в Россию из 141 страны. Лмдером поставок был, естественно, Китай ($2,6 млрд). Из Бангладеш было получено товара на сумму $882,5 млн, из Италии — на $545,5 млн. Но даже если вести речь об одежде, пошитой в России, то отечественные дизайнеры также зачастую используют зарубежное сырье. В общем, для удар пандемии для рынка оказался весьма болезненным: старые коллекции были распроданы онлайн, а новые не могли добраться к заказчику.

Из-за стремительного роста курса валюты к рублю поднялись и закупочные цены на импорт, составляющий львиную долю поставок одежды и аксессуаров, м в этих условиях аренда торговых площадей многим предпринимателям, специализирующимся на торговле одеждой и обувью, стала не по карману. Обороты ритейлеров обнулились, а их финансовые показатели ушли в глубокий минус.

В пике самоизоляции Shopping Index (определяет степень загруженности магазинов) падал на 85%. Это привело к резкому падению офлайн-продаж одежды. По разным оценкам, по состоянию на август 2020-го рынок упал до 75% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Фактически, весенний и летний сезоны были сорваны.

Производители и бренды пытаются выживать, налаживая онлайн-продажи. Компании стараются максимально сократить число посредников. Открываются всё новые маркетплейсы, причём зачастую их открывают сами производители, чтобы не быть должными посредникам и третьим лицам. Прибавилось работы у логистических компаний, так как резко выросла нагрузка на распределительные центры, курьеров и постаматные сети.

Потребительский спрос на одежду и обувь на пике пандемии в конце марта- начале апреля падал на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, по данным сервиса «Сбериндекс». Это снижение было гораздо более сильным, чем по товарам в целом, которое не превышало 16%.

Впрочем, некоторые эксперты видят в этих цифрах повод для оптимизма для рынка на будущее. Ведь вынужденное уменьшение покупок в период самоизоляции создало отложенный по времени спрос, рассказывает главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман. Люди переносили «на потом» приобретение ботинок, костюмов и ветровок. Это «потом» наступило уже в конце июня, когда покупательская активность в данном секторе превысила прошлогоднюю на 15%. И на предпоследней неделе августа спрос сохранялся на 14% выше прошлогодней.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>