Кредит в мешке

16 августа 2012 Кредиты  Нет комментариев

Кредит в мешке

Беря кредит в банке, рискуешь попасть в долговую яму.

— Пора присоединиться к цивилизованному миру и иметь кредитку в кармане, — напутствовал меня приятель-иностранец. Наивный, он даже не предполагал, что в России банковский кредит сродни игре в рулетку. Возможно, отношения с банком сложатся полюбовно и у вас появятся милые «ребятишки» — новенький компьютер, плазменный телевизор, а может даже, дорогая иномарка. Но есть шанс, что партнерство окончится разводом, бурным и драматичным, с судами, приставами и переписью имущества.

Терра инкогнита

Понадеявшись все же на лучшее, я отправилась в крупный российский банк за кредитной картой.

— Годовое обслуживание данной карты обойдется в 875 рублей, — сообщила мне менеджер по кредитам.

Каково же было мое удивление, когда при получении самой кредитки я услышала совершенно другую сумму — в три с половиной раза больше.

Но и на этом сюрпризы не кончились. За час моего пребывания в банке стоимость годового обслуживания карты в устах специалистов кредитной организации менялась как минимум раз пять, в диапазоне от 875 до 3200 рублей.

Терра инкогнита для менеджеров банка оказался и сам договор с клиентом.

— У меня и самой такая же точно банковская карта, но что значит ряд пунктов в договоре, я никогда не задумывалась, — без обиняков заявила мне менеджер по кредитам.

Следующим «откровением» специалиста стала школьная задачка 5-го класса по математике:

— 875 рублей — это 12 процентов от 60 тысяч, — уверенно заявила менеджер банка, напрочь отбив всякое желание присоединиться к цивилизованному миру. Я попросту испугалась, что кредитная глобализация может обернуться для меня кредитной ямой. Ведь условия кредита специалисты банка мне так и не объяснили.

Кредит в нагрузку

Впрочем, поход за кредиткой не пропал даром. Менеджеры банка сообщили мне изумительную новость: некоторое время назад, имея в распоряжении мои паспортные данные, банк по собственной инициативе открыл на мое имя кредитную линию размером в три тысячи рублей. Правда, об этом сюрпризе меня даже не известили.

— Банковское соглашение по данному кредиту не требует подписи клиента, — пояснили мне специалисты банка. — Первый год обслуживания бесплатный. Стоимость второго — 399 рублей, которые автоматически списываются с кредитной линии.

Если в течение положенного срока долг не возвращается (а как можно вернуть то, о чем не знаешь? — Прим. автора.), кредитная организация включает «счетчик» — 1 процент в сутки.

Кредит по телефону

Кредитная история ростовчанки Дарьи Романовой крайне поучительна. Полтора года назад женщина взяла в одном из ростовских банков кредит на покупку компьютера. А спустя четыре месяца, согласно условиям договора, кредит был полностью погашен. Однако спустя некоторое время Дарье пришел счет из банка, где говорилось, что женщина должна вернуть кредитной организации 30 тысяч 134 рубля за использование денежных средств по кредитной карте, присланной ей по почте как добросовестному плательщику. Дарья тщетно пытается объяснить банку, что никакой кредитной карты она не получала и, соответственно, денег у банка не брала. Но в ответ ей приходят очередные долговые счета, где сумма с каждым днем только увеличивается. Представители банка одолевают женщину телефонными звонками, ломятся в дом с угрозой выставить на торги все ее имущество. При этом соглашение между заемщиком и банком отсутствует. Дело в том, что для активации кредитной карты данного кредитного учреждения личное присутствие и письменное соглашение с заемщиком не требуются. Получив карту, достаточно просто набрать телефонный номер банка и ответить на несколько вопросов банковского сотрудника. После чего можно смело идти к банкомату и снимать деньги со счета.

Ситуацию комментирует адвокат Ростовской областной коллегии адвокатов Александр Абрамович:

— Если вы не брали денег в банке, а вам выставили счет, в письменной форме объясните, что договор не заключали, кредитную карточку не получали, денежными средствами не пользовались. Если же представители банка продолжают настаивать на вашем долге, предложите им обратиться в суд.

При этом хочу отметить, что, беря кредит в банке, нужно очень внимательно читать договор. Нередко между строк там прописаны те или иные условия и обязательства, влекущие за собой серьезные для заемщика последствия. Тактические уловки банка вряд ли будут учтены в суде. Отговорка «у меня брать нечего» вряд ли вам поможет. Долг не имеет срока давности, ежемесячно на него растут проценты, кредитор может периодически возобновлять исполнительное производство и даже передать его по наследству как ценную бумагу. А потому если не вам, то наследникам все равно платить придется. На это и рассчитывают банки.

Как нас обманывают банки

Существует несколько почти легальных способов надувания клиентов.

Способ № 1

К примеру, человек берет кредит, полностью его выплачивает и через некоторое время за ненадобностью выбрасывает платежные документы. Спустя год ему звонят из банка и сообщают, что небольшая задолженность осталась непогашенной и все это время на нее капали проценты. Большинство людей, не имея на руках платежных доказательств, спешат покрыть мнимый долг. Если же клиент предусмотрительно сохранил бумаги, сотрудники банка сошлются на сбой компьютерной программы и принесут свои извинения.

Способ № 2

Одна из последних банковских уловок — льготный период кредитования. Это срок, в течение которого нужно вернуть деньги кредитной организации в случае, если клиент расплатился ее кредитной картой. Как правило, льготный период составляет около 50 дней, и сотрудники банка вам объяснят, что если в течение этого времени вы погасите задолженность, проценты банк не начислит. Но сотрудник банка «забывает» сообщить заемщику дату начала и конца льготного периода. В итоге клиент остается в полной уверенности, что в его распоряжении 50 дней на беспроцентный возврат кредита с момента покупки. На самом деле существует установленная банком дата, с которой идет отсчет вашего долга.

Способ № 3

Нередко банки просто навязывают кредитки. Дескать, возьмите карту на всякий случай и можете ее не активировать, годовое обслуживание бесплатно. А через год банк выпускает новую карту и сразу списывает с нее годовое обслуживание. Клиент не сразу понимает, в чем дело, пропускает платежи, а за это время помимо процентов накапливаются и штрафы. Аргумент, что денег с кредитки не брал, не срабатывает. Сотрудники банка объясняют, что надо было платить за обслуживание. Дескать, первый год был бесплатным, а во второй мы вам ничего не обещали.

По гамбургскому счету

Как признаются сами сотрудники кредитных организаций, банки специально путают клиентов. Менеджеры выдают информацию по так называемой системе «гамбургер»: если человека нагрузить непонятными сведениями, он поймет только первую и последнюю часть, а самое важное пропустит мимо ушей.

Типы банковских карт

Внешне кредитная и дебетовая карта выглядят одинаково и позволяют выполнять сходные операции со средствами на счете.

Принципиальное отличие заключается в происхождении этих денежных средств.

На дебетовой карте размещены ваши собственные средства — к примеру, заработная плата, переведенная работодателем, или же деньги, которые вы сами положили на свой счет. Иными словами, это ваши денежные средства и вы вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Стоит помнить, что не все дебетовые карты позволяют расплачиваться в магазине, есть такие, которые позволяют только снимать наличные в банкомате или предназначены только для расчетов в интернете.

При помощи кредитной карты вы управляете счетом, на котором размещены заемные средства. При этом кредитный договор налагает на клиента определенные обязанности. Кредитная карта означает, что клиент должен банку.

Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>