Банки-монолайнеры проигрывают банкам-универсалам

29 июня 2012 Банки  Нет комментариев

Банки-монолайнеры проигрывают банкам-универсалам

Исключение составляет лишь рынок кредитных карт, следует из подсчетов Национального бюро кредитных историй

Диверсицифируй, а то проиграешь

Банки, выдающие преимущественно потребительские кредиты (то есть такие займы составляют 70% портфеля), теряют свою совокупную долю на этом рынке. Об этом «Известиям» рассказали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Такие банки-специалисты или монолайнеры, то есть делающие ставку на один сегмент, в начале 2011 года формировали 69% всех займов, предоставленных гражданам на покупку товаров. Ко II кварталу этого года их доля на рынке снизилась до 61%.

Аналогичная ситуация наблюдается по другим видам розничных кредитов. Так, банки, в портфеле которых более 70% кредитов приходится на ипотечные займы, занимают (по итогам I квартала 2012 года) в совокупности 14% соответствующего рынка. При этом по итогам IV квартала 2010 года у них было 26%. На рынке автокредитования доля банков, которые специализируются на данном виде займов, сократилась за тот же период с 16% до 15%.

Исключение составляют лишь банки, которые преимущественно выдают кредитные карты. По данным на начало апреля этого года, на их долю приходится 23% от общего портфеля кредитов, выданных с использованием карт. В начале 2011 года они выдавали всего 19%, говорится в отчете НБКИ.

Банки сужали специализацию в кризис

Директор по розничным рискам Номос-банка Алексей Каликин поясняет, что после кризиса 2008 года многие банки сфокусировались на тех направлениях кредитования, в которых они имели наибольшие успехи и обладали большим опытом. Это могло привести к росту специализации в 2010 году.

— После преодоления кризисных явлений банки снова стали размораживать ранее закрытые направления, например, ипотеку, что могло привести к большей сегментации рынка, — говорит Каликин.

Вдобавок сегодня в банковской рознице растет конкуренция, добавляет гендиректор НБКИ Александр Викулин:

— Банки отходят от стремления просто продать заемщику один вид кредита — сейчас они стараются удовлетворить все его потребности, в том числе и за счет тех видов кредитования, которыми ранее не занимались.

Аналитик «ТКБ Капитал» Надежда Крупенникова подчеркивает, что специалистами в потребкредитовании являются в основном 
небольшие банки, которым сложнее, чем крупным, привлекать фондирование в условиях нестабильности — поэтому их темпы кредитования замедляются.

— К тому же последние два года крупные банки также активно начали осваивать перспективное направление розничного кредитования, в результате чего «специалисты» теряют свою долю рынка, — говорит Крупенникова.

Снижение доли банков-специалистов на розничном рынке связано еще и с увеличением активности на нем других игроков, считает зампредседателя правления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. Ранее, по его словам, банки, в специализации которых не было розничного кредитования, не очень активно шли на данный рынок. Но в ситуации, когда перечень качественных заемщиков в корпоративном секторе ограничен, банки стали больше внимания уделять рознице, поясняет Андрюшкин.

Председатель правления «Ренессанс Кредит» Алексей Левченко указывает, что в чистом виде банки-монолайнеры практически исчезли, а бизнес-модели оставшихся имеют определенные риски, которые могут привести к некомпенсируемым убыткам.

— Банки действительно стремятся диверсифицировать свои кредитные портфели. Кроме снижения рисков внедрение новых продуктов способствует росту повторных продаж уже существующим клиентам и увеличению объемов бизнеса в целом, — говорит Левченко.

Кредитные карты стоят особняком

Рынок кредитных карт в рамках этой статистики является исключением, так как карточный монолайнер — ТКС-банк — входит в топ-5 в этом сегменте, указывает зампредседателя правления Банка Хоум Кредит Юрий Андресов.

— Это вносит коррективы в статистику всего сегмента, — отмечает он.

Это исключение глава департамента маркетинга и банковских продуктов Росбанка Дмитрий Ищенко объясняет тем, что кредитная карта является высокотехнологичным продуктом: для ее успешной продажи и поддержки банку нужно иметь хорошо развитую специализированную IT-платформу и технологии.

— Не у всех банков они есть, поэтому некоторым универсалам еще сложно конкурировать с банками, специализирующимся на продаже кредитных карт, — говорит Ищенко.

Еще один аргумент — большой потенциал роста карточного сегмента, добавляет Левченко из «Ренессанс Кредит». Сегодня, по его словам, рынок кредитных карт растет намного быстрее рынка розничных кредитов в целом. Если за 2010–2011 годы рынок розничных кредитов увеличился на 55%, то рынок кредитных карт — на 105%.

— Ожидаем, что в будущем такая тенденция сохранится, — указывает Левченко.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>