Хакасия предпочитает банковские кредиты кредитам Минфина России

2 апреля 2012 Новости  Нет комментариев

Хакасия предпочитает банковские кредиты кредитам Минфина России

Минфин России опубликовал текущие сведения о кредитных аппетитах и финансовой благонадежности российских регионов. По состоянию на 1 марта 2012 года государственный долг Хакасии не подрос и по-прежнему составляет 3,9 млрд рублей. Если соотнести февральские долговые обязательства региона с объемом доходов, предусмотренных законом о республиканском бюджете на 2012 год, то это 23,8%. Объем заимствований муниципальных образований республики увеличился в феврале 2012 года на 1,3 млн рублей и составил 28,5 млн рублей.

Впрочем, ситуация с долговыми обязательствами региона не выглядит столь безобидной, если для сравнения избрать более длинную временную дистанцию. Стоит соотнести нынешний внутренний долг республики — 3 920 836,1 тыс. рублей с объемом долговых обязательств на 1 марта 2011 года – 2 150 836,1 тыс. рублей, возникает зазор в 1,8 млрд рублей. Кстати, год назад муниципальные долги составляли 16 095,1 тыс. рублей, к сегодняшнему дню они подросли на 12 393,7 тыс. рублей.

На интернет-странице Минфина Хакасии нет пока сведений об объеме и структуре госдолга в феврале 2012 года, в предыдущем месяце 50% всего объема заимствований (3 920 836,1 тыс. рублей) составили кредиты кредитных организаций, 20% бюджетные кредиты федерального минфина и 30% — государственные ценные бумаги.

Как известно, в конце минувшего года Министерство финансов РФ ранжировало российские регионы по качеству управления региональными финансами в 2010 году. Список разделен на три группы: в первой — регионы с высоким качеством организации бюджетного процесса, во второй — с надлежащим, в третьей — с низким. Хакасия вошла группу из 44 субъектов РФ с надлежащим качеством управления бюджетными средствами.

Но, как сообщают «Известия», в текущем году ситуация меняется: «Минфин готовится стать всероссийским коллектором». Минфин направил в правительство доклад с анализом возможных вариантов взыскания с региональных властей просроченных долгов перед федеральным центром. Об этом рассказал «Известиям» источник в финансовом ведомстве. Несмотря на то, что пока прецедентов с задержкой бюджетных кредитов не было, Минфин готовит почву для перехода к новым условиям общения с субъектами федерации. Ведомство рассмотрело несколько вариантов взыскания проблемных долгов с губернаторов — примерно такие же методы используют банки и коллекторы при общении со своими проблемными клиентами.

Вначале Минфин предложит погасить задолженность в добровольном порядке. В противном случае Бюджетный кодекс позволяет лишить проштрафившегося всех других возможных форм помощи из федерального бюджета, а также начислять неустойку за каждый день просрочки. В случае если ситуация в регионе критическая, губернатору будет предложена возможность реструктурировать задолженность. При этом добросовестным заемщикам, которые не смогли совершить выплаты в силу независящих от них обстоятельств, простят часть задолженности по начисленным пеням и штрафам.

Если переговоры не удались, финансовое ведомство спишет деньги в бесспорном порядке. А в крайнем случае, если просроченная задолженность превысит 30% от объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации, решением Высшего арбитражного суда в регионе будет введена временная финансовая администрация, которая разработает план восстановления платежеспособности региона.

Губернаторы не удивились появлению документа.

«Сейчас активность Минфина направлена на то, чтобы заменить часть дотаций, субвенций и субсидий, то есть тех денег, которые не возвращаются, на возвратные бюджетные кредиты, — говорит губернатор Кировской области Никита Белых. — Поэтому ведомство и рассматривает самые разные варианты. Механизм бюджетных кредитов несколько лет в работе и развит достаточно серьезно. Однако неожиданно задолженность региона перед федеральным бюджетом возникнуть не может. Ведь все регионы свои бюджеты предоставляет в Минфин и он видит, запланирован ли в главном финансовом документе возврат долга».

Впрочем, не всегда Минфин самый желательный кредитор для региональных властей — тем более что с 2011 года вдвое повысил ставки. Например, в 2009–2010 годах бюджетный кредит можно было получить под 1/4 ставки рефинансирования, а сейчас — под 1/2.

Вторая проблема — регион должен доказать Минфину, что кредит ему необходим.

«Минфин может отказать в кредите, если, по его мнению, регион не задействовал все свои резервы, — рассказывает Белых. — И укажет губернатору, где взять резервы: например, налоговые доходы плохо администрируются или регион неэффективно распоряжается своим имуществом. А может попросить сократить ряд расходов — например, тех, которые не связаны с выполнением государственных обязательств».

Согласно статистике Минфина, общий объем госдолга субъектов составил 1,2 трлн рублей.

Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>