Убить посредника

12 декабря 2018 Новости  Нет комментариев

Убить посредника

Переход на «безоткатную» модель экономики мог бы стать русской национальной идеей.

Я знаю, как сделать Россию процветающей державой и увеличить реальные располагаемые доходы населения. И мой способ вполне «тянет» на национальную идею.

Все просто: нужно искоренить институт посредничества в том виде, в котором он существует многие годы. Правда, в этом случае примерно половине страны придется искать другое применение своим способностям и новый источник дохода.

Впервые крамольная идея, что все беды от посредников, зародилась в моей голове лет 25 назад, когда пришлось прибегнуть к помощи риелторов. Эта каста в те времена жила более чем сытно, «снимая сливки»: по 10% и с продавца, и с покупателя без малейших усилий. Заставляли клиента самого искать себе альтернативный объект и зачастую обманывали, уводя у него из-под носа, выкупая на контору наиболее выгодные квартиры. Сейчас, когда все базы продающегося жилья имеются в открытом доступе, есть удобные поисковые системы, риелторы, на мой взгляд, должны умереть как класс. Или включаться в процесс на последнем этапе — при оформлении сделки, что стоит, безусловно, совершенно других денег.

Печальная картина складывается в сфере рекламы и пиара, где агентства-посредники буквально делают деньги из воздуха, опять же не прикладывая усилий, а также в розничной торговле. Речь не про официальные 15% законных комиссий PR-агентства и не про небольшое допустимое завышение цен на товары и услуги (покупают оптом, клиенту выставляют розничную цену). Агентства массово завышают стоимость услуги в два, а бывает, что и в три-четыре раза. Клиент вынужден терпеть — либо потому, что не может отказаться от услуг агентства (не хватает собственных «мощностей», некоммерческая организация не может сама оплачивать товары и услуги), либо потому, что получает долю от нечестно заработанного.

Речь про довольные жизнью конторы, которые «присаживаются» на миллионные бюджеты большого и жирного клиента, раздувают смету до невиданных высот, платят копейки реальным исполнителям, а трехзначную маржу кладут себе в карман (естественно, делясь с тем внутри компании, кто ее в агентство привел). Представляете, как хорошо зажила бы наша страна, если исключить таких посредников?! Компании тратили бы вдвое меньше на пиар и прочие активности, получали бы реальный результат, а не нарисованный KPI. А реальные исполнители — креативщики, копирайтеры, дизайнеры и прочие — получали бы адекватную плату за свою работу и, в свою очередь, готовы были бы больше платить производителям, скажем, продовольствия. А представляете, насколько дешевле стали бы товары в магазинах, если бы посредники (оптовики, перекупщики, торговые сети) умерили хотя бы вдвое свои аппетиты!

Я уверена, что Россия сможет, что называется, «встать с колен», только когда перейдет на «безоткатную» модель экономики. Но убрать ненужного посредника крайне сложно — в различных схемах накрутки так или иначе задействована добрая половина населения страны. Даже мне, ярой противнице нерационального использования ресурсов, каюсь, довелось поучаствовать в нескольких таких историях.

В частности, в период фрилансерства я писала тексты для PR-кампании одного мощного молодежного форума федерального масштаба. Когда я сделала примерно пятую часть объема, прописанного в контракте, мне сказали: все, достаточно, бюджет исчерпан. На мой изумленный вопрос, неужели я так дорого стою, мой заказчик честно признался, что дело, конечно же, не во мне — вышестоящие персонажи просто пустили на реальную PR-кампанию примерно 10% (!!!) от утвержденного бюджета. Остальное, видимо, потерялось по дороге или растворилось в воздухе. Как вы понимаете, федеральный форум прошел тихо и незаметно, даже без новостей по ТВ…

Сегодня в мире финансовых услуг больной темой становится непомерно высокая банковская комиссия от продажи страховых и инвестиционных продуктов — по некоторым позициям она доходит до 95%. Как вы понимаете, на обеспечение собственно страхования уже фактически ничего не остается, страховка становится бессмысленной.

Страховщики стонут, но идут со своими продуктами в банки, так как нигде больше не могут найти такого охвата аудитории. Опять работает та же схема: посредник берет неприличные деньги за свое участие, не требующее практически никаких усилий. Такое положение дел ведет к тому, что ему экономически нецелесообразно думать, учиться, стараться сделать лучше — он и без того получит свои, по сути, шальные деньги.

Спасти ситуацию в масштабах страны, на мой взгляд, можно лишь одним способом. Нужно предложить принципиально иную, «безоткатную» модель построения бизнеса, да и экономики в целом. Это трудно при общем числе вовлеченных, но все-таки возможно.

Собственно, это уже стихийно происходит — народ все чаще отдает предпочтение «беспосредническим» сервисам: покупает вещи в интернет-магазинах, выбирает финансовые услуги на сайтах маркетплейсов, пользуется агрегаторами всех видов и мастей. Даже продукты продвинутые покупатели приобретают на сайтах производителя. Там и здоровее, и лучше, и зачастую дешевле, чем в сетевых гипермаркетах, где на полки попадает не самое вкусное и свежее, а то, за продвижение чего больше заплатили. Всем памятны жалобы фермеров президенту страны на то, что сети их зажимают, не дают возможность продавать свою продукцию: или требуют неподъемные для аграриев деньги за место на полке, или так демпингуют при закупке, что проще вылить молоко, чем продать.

Набирают популярность не только различные агрегаторы и онлайн-супермаркеты, но и продажные группы в соцсетях, p2p-форматы в кредитовании и страховании — по сути, кассы взаимопомощи, в которых нет посредника, все идет «от человека к человеку» (peer-to-peer). Мне лично легче довериться чат-боту, который примет решение о страховой выплате или выдаче кредита, чем заплатить вдвое-втрое за продукт или услугу.

Скажу честно: если бы я была поставщиком услуги или товара, заплатила бы комиссию агрегатору (для потребителя они бесплатны), чтобы получить доступ к клиентской базе или прямые заказы. Но комиссия эта должна быть разумной. Агрегаторы тоже должны знать меру, чтобы не уподобиться классическим посредникам.

Иначе выйдет, как с «Яндекс.Такси», которое по мере роста популярности стало так зажимать водителей, что сильно потеряло в качестве — от него стали уходить клиенты. Агрегатор пересмотрел отношения с таксистами в сторону уменьшения их заработков. Это привело к тому, что те, в свою очередь, научились обходить правила и «кидать» сам «Яндекс».

Всем наверняка знакома ситуация, когда приехавший на вызов таксист просит отменить заказ (или отменяет его сам) и обещает отвезти за те же деньги. Я, кстати, всегда отказываюсь, так как обманывать того, кто поставляет тебе клиентов, нехорошо. Но не могу не отметить, что идея отказа от посредников исходит от народных масс (а значит, вполне может стать национальной) и находит самые разные воплощения. И все мы помним из истории, что происходит, когда низы не хотят жить по-старому.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>