Микрозапросы стали скромнее

8 октября 2020 Новости  Нет комментариев

Микрозапросы стали скромнее

Микрофинансовые организации (МФО) фиксируют снижение средней заявки на микрозаймы. При этом в условиях ужесточения требований к заемщикам на фоне падения доходов населения объем выдачи по факту в три-четыре раза ниже заявки. Перспектива второй волны пандемии МФО не вдохновляет: с одной стороны, люди уже адаптировались к новым экономическим условиям, с другой — платить по дорогим займам уже нечем.

По рынку микрокредитования. Сезонный всплеск спроса на займы МФО в этом году пришелся на апрель—май, то есть разгар карантина на фоне пандемии. В этот период россияне резко повысили средний чек «желаемой» суммы займа. В апреле она достигла 43 тыс. руб., годом ранее этот показатель не превышал в среднем 25 тыс. руб. Однако к августу размер запрашиваемой суммы займа почти вернулся на кризисные уровни.

В апреле, по разным оценкам, 20-60% россиян начали испытывать финансовые трудности в силу снижения уровня дохода, объясняет тенденцию гендиректор «Юником24» Юрий Кудряков. «Немаловажной стала и неуверенность людей в завтрашнем дне,— добавляет он.— Увеличивая «желаемую» сумму займа, клиенты хотели подготовить небольшую подушку безопасности и успокоить себя, что деньги «в кошельке» есть».

При этом в острый период кризиса сумма запросов клиентов МФО росла, а выдачи сокращались, следует из исследования. МФО, оценивая риски, увеличили долю отказов, и некоторые компании сократили займы до 8–10 тыс. руб., чтобы избежать массовых дефолтов, говорит господин Кудряков. Сейчас ситуация стабилизируется: после завершения режима самоизоляции «желаемая» сумма займа в августе составляла 32,2 тыс. руб., выдачи — почти 13 тыс. руб.

По мнению директора СРО «МиР» Елены Стратьевой, в августе—сентябре и количество заявок на займы, и средние запрашиваемые суммы показали снижение в сравнении с первыми месяцами пандемии и сейчас пока нет причин для их роста. «В то же время за период относительной стабильности (июль—сентябрь) вряд ли большое количество потребителей финансовых услуг уже сами МФО успели накопить подушку безопасности, достаточную для комфортного прохождения второй волны кризиса, если таковая будет. Поэтому не исключен повторный рост как спроса, так и запрашиваемой суммы»,— предостерегает она.

«Вторая волна вируса не принесет сюрпризов: она больше затронет банковских клиентов, для которых потеря работы — критичная вещь,— возражает руководитель управления моделирования и бизнес-анализа МФК «МигКредит» Марат Аббясов.— Клиенты МФО и так не предоставляют справку 2-НДФЛ и не имеют постоянного дохода». Если говорить о традиционных потребителях услуг МФО, ни для кого не секрет, что в случае кризиса наиболее сильно на себе его ощущают именно социально уязвимые группы граждан, а также лица с небольшими доходами. Именно в этой группе риски невозврата растут, полагает Елена Стратьева.

Потрясения на рынках и режим карантина сильно сказываются на потребности населения в денежных средствах, клиенты МФО могут оказаться наиболее чувствительными, в результате чего растут суммы запрашиваемых займов.
Но при отсутствии жестких карантинных мер, которые могли бы сильно сказаться на бизнесе и населении, повторение ситуации весны во время второй волны маловероятно, полагает старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Денис Гаврилин.

На текущий момент отсутствуют какие-либо ярко выраженные факторы, на основании которых можно было бы построить прогноз изменения средней суммы микрозайма, отмечает гендиректор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин. С одной стороны, на этот показатель будет оказывать давление неблагоприятный внешний фон, а с другой — его будет подталкивать вверх фактор сезонности: кредиторы будут стараться приблизиться к выполнению бизнес-планов в преддверии окончания года. С учетом этого, добавляет эксперт, можно предположить изменение величины средней суммы микрозайма в пределах 5–7% в обе стороны.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>