Банкиры хотят создать «черные списки» мошенников

30 июля 2012 Банки  Нет комментариев

Банкиры хотят создать «черные списки» мошенников

Число электронных банковских платежей в России превысило 10 миллионов в сутки. Растет и доля мошенников, которые уводят деньги клиентов кредитных организаций через Интернет, мобильный телефон и банкоматы. Это воровство начало приобретать системный характер, отмечает заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации Центрального банка России Андрей Курило.

«Но и альтернативы электронным платежам нет — это выгодно и банкам, и клиентам», — подчеркивает он. Так что они будут развиваться и дальше. «И для борьбы с мошенниками уже невозможно применять простые решения, нужны согласованные действия», — считает Андрей Курило.

Под согласованными действиями в Центральном банке в первую очередь подразумевают сотрудничество между кредитными организациями. «То есть банки должны информировать друг друга о типах совершаемых преступлений в Интернете», — поясняет Курило. «Стоит подумать и о возможности блокировки операций злоумышленников еще до того, как они их закончат», — отмечает он.

Но иногда можно начинать и с малого, исключив использование мошенниками подложных банковских карт («скримминг»). «В ряде стран банковские карточки перевели на чип и убрали из банкоматов функцию считывания пин-кода с магнитной полосы. В результате уровень «скримминга» упал на 90 процентов», — приводит пример Андрей Курило.

Под согласованными действиями в ЦБ в первую очередь подразумевают сотрудничество между кредитными организациями. То есть банки должны информировать друг друга о типах совершаемых преступлений в Интернете, поясняет Курило.

Уже млэгл исключить использование подложных банковских карт («скримминг»). «В ряде стран банковские карточки перевели на чип и убрали из банкоматов функцию считывания пин-кода с магнитной полосы. В результате уровень «скримминга» упал на 90 процентов», — приводит пример Андрей Курило. В целом же для борьбы с мошенниками нужны меры организационного и правового характера. Так, банкиры планируют создать единую базу данных по видам кибермошенничества. Но для полноценной работы такого проекта нужен ряд изменений в законодательство, признают банкиры. И в ЦБ создание единой информационной базы в целом поддерживают.

«Такая инициатива — первый шаг в борьбе с мошенниками. И создать ее теоретически возможно», — комментирует научный сотрудник Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Мирошниченко. Государство должно взять на себя роль организатора и обеспечить правовую поддержку. Стоит серьезно поработать над концепцией, решив, на какой площадке и в какой форме будет функционировать такая база данных, продолжает Мирошниченко.
289 тысяч рублей составила в 2011 году средняя сумма денежных средств, похищенная мошенниками с одного банковского карточного счета физического лица

При внесении лиц, заподозренных в мошенничестве, в единую базу данных, может возникнуть этическая проблема. «Мы должны понимать, кто эти люди, их статус. Осуждены ли они за уголовные преступления или их просто подозревают?», — обращает внимание директор Центра IT-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Михаил Брауде-Золотарев. Если перечень будет формироваться банками, продолжает он, то необходимо понять, на каких основаниях в подобные «черные списки» будут входить люди.

Единой базой данных будут пользоваться только банкиры. А клиентам банков надо прививать финансовую грамотность. «Поэтому хорошо бы ввести в школах курсы финансовой грамотности», — считает Дмитрий Мирошниченко. По его словам, бюджетные деньги, которые уйдут на создание целевой программы по внедрению в школы уроков финансовой грамотности, в итоге обязательно отобьются.

Советы экспертов

Эксперты дали потребителям несколько советов, которые помогут обезопасить их электронные кошельки от воровства.

«При работе со счетом через Интернет надо пользоваться антивирусами и не «светить» свой логин и пароль», — сказал Дмитрий Мирошниченко. Не стоит пользоваться такими услугами банков через интернет-кафе. «То же самое касается и ключей электронной подписи», — добавляет Михаил Брауде-Золотарев.

«Когда вы звоните в банк, оператор идентифицирует вас через кодовое слово, которое вы сами для себя определили при подписании договора. Стандартный вариант — это девичья фамилия матери. К сожалению, кодовое слово часто называют в присутствии ненужных «свидетелей», — сетует Мирошниченко. Но некоторые банки сейчас стали просить назвать только несколько букв из кодового слова — это помогает исключить проблему «лишних ушей».

Работа с банкоматом тоже считается дистанционным банковским обслуживанием. «Многие граждане часто совершают очень распространенную ошибку — пишут на карточке пин-код, боясь его забыть», — говорит Мирошниченко.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>